А.Н. Островского «Снегурочка»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...

В VIII классе Е.М. Бочкова рекомендует обратиться к драме А.Н. Островского «Снегурочка» и предлагает свою систему уроков[1]. Первый урок  знакомство с драматургом. Второй  реальное и вымышленное в пьесе, царство берендеев как мечта автора о счастье, обычаи, законы и верования берендеев (то есть рассматривается «сказочная реальность» пьесы). Третий  герои пьесы, нравственная основа их характеров, антитеза как основа композиции. Четвертый : горячее сердце Снегурочки. На этом уроке проводится сопоставление народной сказки с драмой Островского, отмечается внешнее сходство, но более полное проникновение литературного произведения во внутренний мир героев, в частности Снегурочки. Делаются выводы об особенностях характера героини («горячем сердце»), что сближает ее с другими героинями пьес Островского, «горячее сердце» которых ведет к конфликту с окружающим миром, а порой и к трагической развязке.

Статья С.М. Шаврыгина об изучении «Сказок» М.Е. СалтыковаЩедрина в X классе при всех своих достоинствах (нетрадиционном прочтении) отличается односторонностью. В ней предлагается система уроков по изучению сказочного цикла великого сатирика, но система, тенденциозно «подогнанная» под «модную» концепцию. Автор акцентирует свое внимание на прочтении «Сказок» в аспекте включения в них библейских образов и мотивов. С его точки зрения, социальноисторическое и христианское в этом произведении сливаются на основе гротеска, соединения несоединимого как стилеобразующего принципа писателя. Этой идее подчинен и отбор произведений для анализа : в сказках «Дикий помещик», «Дурак», «Деревенский повар», «Гиена» рассматриваются библейские мотивы; «Христова ночь» и «Рождественская сказка» помогают, с точки зрения автора, понять главный идейнохудожественный принцип цикла писателя : в центре сказочного мира оказывается личность Христа как символ невинного страдания и самопожертвования.[2] Статья, как видим, довольно тенденциозная и отличается неполнотой подхода к анализу цикла. Мир щедринских «Сказок для детей изрядного возраста» не исчерпывается избранными для анализа произведениями, идейные и образные аллюзии, художественные приемы гораздо шире, чем только ветхо и новозаветные темы, сюжеты, идеи и персонажи.

В XI классе возможно обзорное изучение сказочного творчества Е. Шварца. Конспект именно такого обзорного урока предлагает О.Н. Епифанова.[3] Его целью является в том числе показ богатых возможностей жанра сказки (пьесысказки, в частности). Работе над произведениями Е. Шварца посвящается сдвоенный урок. В первой же части («Вымысел не есть обман…») происходит активизация знаний о жанре сказки в устном народном творчестве, отмечается, что традиции народной сказки нашли свое продолжение в литературных сказках. Предполагается, что учащиеся на основании своих знаний объяснят, что «литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетами, мотивами, нередко и стилем. В творчестве писателя сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей : в жанровых приемах, в трактовке чудес. Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны : это сказкипоэмы, сказкиновеллы, сказкиповести, сказкипьесы, сказкипритчи».[4] Проводя параллель между М.Е. СалтыковымШедриным и Е. Шварцем, учитель приводит своих учащихся к выводу, что оба сатирика вынуждены были пользоваться «эзоповым языком». Советский сказочник в условиях жесточайшей цензуры мог только в сказках показывать борьбу живого и неживого, творческого с окостеневшим. Анализ отрывков из сказок проходит при помощи видеоматериала. Основная идея  актуальность политическая и нравственная. В связи с этим немного неверным представляется слово учителя в начале этого тематического блока урока: «А теперь отправимся в мир сказок  в страну Шварцландию, где удивительное и необыкновенное всегда шагают рядом, где они неразлучны».[5] Получается, что сведения по теории литературы, активизированные в начале урока, остаются невостребованными и нерасширенными, как того требует логика развивающего обучения.



[1]Бочкова Е.М. В сказочном мире «Снегурочки» // Литература в школе. 1993. №5. С.58-61.

[2]Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С.40-47.

[3]Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в XI классе //Литература в школе. 1995. №6. С.86-88.

[4]Там же. С.87.

[5]Там же.

В Москве и области плиты перекрытия каналов тепловых сетей пользуются спросом, звоните, доставим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *