Конспект логопедического занятия

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2-х классов.

Учитель-логопед: Страдомская Н.Е.

Тема: Гласные буквы А-Я.

Цель:  дифференциация гласных звуков и букв А-Я на материале произведения В.Сутеева «Под грибом»

Задачи: -развивать фонематический слух и звуко- буквенный анализ;

-тренировать умение обозначать мягкость согласных на письме йотированными гласными А-Я;

-развивать навык грамотного письма;

-формировать навык безошибочного интонированного  чтения;

-прививать интерес и любовь к чтению;

-развивать монологическую речь учащихся;

-учить вариативности высказываний;

-развивать мышление,  внимание и память.

Оборудование: книжка  В.Сутеева «Под грибом» с авторскими иллюстрациями;

-книжка- малышка с адаптированным текстом и заданиями для каждого ученика;

-разрезные буквы а, а, я, я;

-картинки;

-компьютер;

-интерактивная доска

Приложение

Книжка- малышка «Под грибом».

Ход занятия.

1.Логопедическая разминка.

-В начале занятия выполним артикуляционную зарядку.

-Произнесите гласные звуки с движениями. Повторяйте за мной.

-Повторите скороговорку:

Архип осип, Осип охрип.

2.Сообщение темы занятия.

-Посмотрите на иллюстрацию и назовите сказку.(слайд 1) Правильно, это иллюстрация к сказке В.Сутеева «Под грибом».

— Назовите персонажей сказки, изображенных на картинке. (слайд 2)

-Рядом с каждым персонажем напишите первую букву слова.

-Где сидит лягушка?

-Кто стоит слева от гриба?

-Кто спрятался за грибом?

— Какого персонажа я хочу назвать, догадайтесь по гласным буквам –У А Е, ?

-Правильно, это муравей.

-Запишите это слово в тетрадь и подчеркните гласную –А одной черточкой.

-А теперь посмотрите на картинку еще раз и узнайте слово по согласным буквам: к_пл_. Это слово «Капля». Запишите его и подчеркните гласные –А одной чертой, а гласную –Я –двумя черточками.

-Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных буквах А, Я.

3.Характеристика гласных А, Я.

-Что общего между  буквами А и Я?

-Это гласные буквы, они образуют слог.

-Каково различие между ними?

— Буква А обозначает один звук А. Согласный, стоящий перед ней, будет всегда звучать твердо.

-Буква Я обозначает два звука: Й, А. Буква Я обозначает мягкость согласного звука.

-Сегодня на занятии мы потренируемся писать в словах буквы А, Я, и помогут нам персонажи сказки В.Сутеева «Под грибом».(слайд 1)

4. Ознакомление с содержанием адаптированного текста сказки.

Работа над техникой и выразительностью чтения.

Развитие внимания.

-Откройте свои книжки- малышки. Прочитайте первый отрывок по цепочке.

-Найдите второе предложение. Какое оно по цели высказывания? Прочитайте его еще раз и следите за вопросительной интонацией.

-Сейчас выполним упражнение «Кто первый найдёт слово?» Найдите слово «муравей» («муравья», спрятался»).

-А теперь возьмите красные карандаши и подчеркните во всех словах гласные А одной чертой, и гласную Я- двумя чертами.

-Прочитайте слова только с гласной А, теперь только с гласной Я. А есть ли слова с гласными А и Я в одном слове? Прочитайте их.

5. Конструирование букв А, Я.

 Закрепление графических образов букв.

Развитие логического мышления.

-Рассмотрите иллюстрацию (слайд 3). Муравей стоит под грибом и скучает. Решил он из веточек буквы складывать. Давайте узнаем, какие буковки сложил муравей.

-У каждого из вас на парте лежит конверт с деталями какой-то буквы. Сложите букву.

-Какие буквы у вас получились? (печатные и прописные, строчные и заглавные А, Я)

-Сложив буквы, муравей выстроил их в ряд вот в такой последовательности:

а я,  а я я, . . . .  . Определите закономерность и запишите ряд букв в тетрадь.

-Проверьте друг у друга работу.

6. Слоговой анализ и синтез.

 Закрепление умения обозначать мягкость согласных йотированными гласными.

-Посмотрите на следующую иллюстрацию.(слайд 4)

— Кто изображен на ней? Какая бабочка? Как вы думаете, о чем просит бабочка муравья?

-Послушайте, как надо прочитать эти слова.

-А теперь вы прочитайте  этот отрывок с правильной интонацией.

-Стоят муравей с бабочкой под грибком, дождь пережидают. Смотрят, а вокруг листочки лежат, а на них слоги написаны. Давайте соберем похожие друг на друга листочки и прочитаем слоги.

Да           ла       р_         в_ (согласные буквы синего цвета)

Дя           ря       л_         в_ (согласные буквы зелёного цвета)

-Почему согласные буквы или синие или зелёные? (Синим цветом обозначены согласные, которые звучат твердо, а зеленым- мягко)

-Какие гласные  буквы пропущены?

-Рассуждайте следующим образом: согласный –р обозначен синим цветом, значит он звучит твердо, поэтому рядом должна стоять гласная –а)

-В каких слогах согласные звучат мягко? А в каких- твёрдо? Почему?

-Запишите в тетрадь слоги парами, подчеркните согласные буквы синим или зеленым карандашом.

-Проверим работу на доске.

7.Развитие звуко-буквенного анализа.

-Посмотрим на следующую иллюстрацию.(слайд 5)

— Бежит к грибу мышка. Как вы думаете, о чем просит она? Пустят ли ее под грибок?

-Стоят уже втроем наши герои под грибом, дождь пережидают. Мышка предложила игру «Кто больше слов назовет?» Муравей должен назвать слова с гласным –А, бабочка- с гласной –Я, а мышка- с гласными –А, Я в одном слове. Называть можно только предметы, изображенные на иллюстрации.

-Теперь названные слова запишите в тетрадь по колонкам.

А                                              Я                                                 А, Я

трава                                         земля                                           рябина

вода                                           грязь                                            шляпка

лужа                                          листья                                          капля

-Проверьте работу друг у друга в парах.

 

8. Пересказ прочитанного.

 Развитие внимания и памяти.

-Прочитайте отрывок про воробья и рассмотрите иллюстрацию.(слайд 6)

-Закройте текст. Вспомните и повторите, о чем говорил воробей.

-Назовите слова с гласными –А, Я.

9. Физкультминутка.

 Развитие мелкой моторики.

-А теперь пальчиковая гимнастика. (слайд 7) Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки.

Слышит: шорох раздается,

За кустом лиса крадется.

Вот лиса раскрыла пасть,

Как бы зайцу не пропасть.

Зайка- скок- скок- скок,

Прыгнул вбок и -наутек!

10. Развитие орфографической зоркости.

 Обогащение словарного запаса.

-Зайка выбегает на поляну. Быстро бежит. Как по- другому сказать? Мчится во весь дух, летит, как стрела, только пятки сверкают.

-Зайка так быстро бежал, что запыхался, сказать не может ни слова, буквы пропускает. Пусть отдохнет, а мы прочитаем, что же хотел сказать нам заяц.

-В тексте пропущены буквы. Вы прочитайте про себя, вставьте гласные –А, Я, а потом прочитаем вслух.(слайд 8)

Тут  за_ц  на   пол_ну   выскочил и  з_крич_л:  «Спр_чьте!  Сп_сите!  Мен_ лис_   догон_ет!»

-Проверим работу на ИД.

-Прочитайте слова с буквой –А (с буквой –Я)

11. Развитие звуко- буквенного анализа.

Закрепление написания букв –А, -Я в словах.

-Пришла лиса, походила, да не нашла зайца. А тем временем дождь закончился, все радостные вышли из-под гриба.

-Прочитайте предложения и вставьте буквы –а, я.(слайд 9)

Муравей был м_л.  Воробей от радости траву м_л.

Зайка был р_д. Он вышел танцевать в первый р_д.

-Проверим работу на ИД.

12. Работа со схемой предложения.

Закрепление написания букв –а, -я во фразовой речи.

Развитие вариативности высказываний.

-Что изображено на иллюстрации? (слайд 10)

-Животные прячутся от дождя под грибом.

-А как можно сказать по-другому?

-Животные пережидают дождь под грибом.

-А какую пословицу можно вспомнить, глядя на эту картинку?

-В тесноте, да не в обиде.

Мы составили три предложения. Какое из них подходит к этой схеме?

_______  _______  v_______ v _______ .

К схеме подходит первое предложение. Запишите его в тетрадь.

13. Итог занятия. Рефлексия.

-С какими буквами мы работали сегодня?

-Что мы узнали о них?

-Что вам понравилось на занятии больше всего?

-Оцените свою работу.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *