КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «СКАЗКА ЛОЖЬ…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 1,00 из 5)
Загрузка...

 (по сказке
А. Платонова «Волшебное кольцо»).

Задачи урока: дать элементарный срав
нительный анализ авторской и народной
сказки, обозначить различия композиции и
между персонажами произведений, выявить
авторскую индивидуальность.

Домашнее задание: прочитать сказку А.
Платонова и словацкую народную сказку
«Волшебное кольцо».

Ход урока.

Урок начинается с повторения, работа идет по опорным конспектам (№№ 1, 2, 3). Учитель задает серию воспросов.     Назовите особенности композиции русской народной сказки (троичность, наличие зачина и концовки). Приведите примеры.
Перечислите известных вам традиционных персонажей русской народной сказки. Кто из них повашему наиболее интересен? Делают ли они интереснее и разнообразнее сюжет сказки? Приведите примеры.
Как называется сказка, прочитанная вами к уроку? В чем ее особенность? (Она авторская). Каковы отличия литературной сказки от фольклорной? (По опорному конспекту №3, верхний блок).
Что объединяет фольклорную и литературную сказку? (По опорному конспекту №3, средний блок). Нами использовано то же «чудесное» число «три», что и в опорном конспекте, посвященном народной сказке. Это «три кита», объединяющие литературу и фольклор  сказочное чудо, сказочные время и место действия, сказочный персонаж.

Можно начать читать сказку в школе, а продолжить и завершить дома. Тогда тема разбивается на два урока.  Можно попросить прочитать текст заранее. Следует задать на уроке несколько вопросов, выявляющих первичное восприятие:
Понравилась ли сказка?
Кто из героев запомнился более всего? Почему?
А кто совсем не понравился? Почему?
Есть ли в этой сказке чтонибудь необычное? Что?
При изучении фольклорных сказок мы предлагаем детям прочитать словацкую народную сказку «Волшебное кольцо». Композиция, основные моменты развертывания сказочного действия, лексика рассматриваются на уроке с опорой на конспекты №1 и №2 («Формула сказки»).[1]
Целесообразно сравнить действующих лиц словацкой и литературной сказки, выявить их особенности. Например, у А. Платонова сочетаются элементы бытовой (мотивировка действий Семена исходит из бедственного положения их семьи, а действиями царя руководит желание угнаться за модой, отсюда  «самосильная машина» и хрустальный мост, концовка авторской сказки похожа на завершение народной бытовой сказки «Ванюшка и царевна») и волшебной сказки (наличие похищенного объекта, разговаривающих помощников, чудес, ложных героев). Любопытно сопоставить «материальный аспект», задав следующий вопрос:
Почему в народной сказке цена приобретений равна 100 рублям, а в литературной 8 копейкам?
В процессе обсуждения мы приходим к выводу, что автору важно не количество денег, отданных Семеном, а сам факт покупки «за последние копейки». Герой милосерден (следует особо остановиться на значении этого слова).
Особый разговор следует вести по поводу чудес в сказке Платонова, акцентируя внимание на том, что их мотивировка  бытовая. Можно обсудить цепь эпизодов.

1.Герой получил «амбар муки да сахару, да масла немножко» и затосковал. Почему? Какой автор находит выход?
2.Чтение отрывка «Скучаю, мама <…> видел девицу, да где не знаю, а туда мне надобно…»
3.»…надобны хорому, чтоб к утру были готовы…» Почему решил построить хоромы? (Найдите в тексте слова матери). Что же лежало в основе первых требованийпросьб Семена? (Скромные запросы. Так как жизнь была бедной, ему важно получить лишь самое необходимое).
4.Сцена сватовства. Учитель читает аналогичную сцену в народной сказке, просит сопоставить с текстом А Платонова и подтвердить замеченные отличия чтением выдержек.
5.Появление новых персонажей. Аспид. Какие ассоциации возникают при произнесении этого имени? Есть ли подобный персонаж в народной сказке? Почему он так назван?
6.Сцена искушения царевны (в лесу). Это наиболее благодатный материал для работы над выразительным чтением. Задание: передать именно момент «искушения». Как при этом читать  громко или тихо, шептать? Вариантов прочтения может быть четырепять. К оценке необходимо привлечь учащихся. Эпизод обсуждается. Так кто же вам более симпатичен в этой сцене  Семен или Аспид? В чью пользу сравнение?
Здесь логично провести словарную работу. Мы предлагаем подобрать слова, определяющие характеры сравниваемых персонажей и записать их в тетради и на доске в два столбца. Например:
Аспид                                              Семен
хитрый,                                           простодушный,
зловредный,                                    наивный,
гадкий…                                          простой…
7.Помощники. Приведите примеры волшебных помощников в русских народных сказках. Какие помощники у Семена? Какова мотивировка помощи? Получили ли они благодарность? Куда путешествуют наши герои? Это реальный город? Так где же происходит действие? Наказано ли зло?

Завершаем работу над осмыслением текста следующим вопросом:
А.С. Пушкин сказал: «Сказка  ложь…» Продолжите это высказывание. Что же «ложь» в этой сказке? И в чем состоит намек? Почему лучшие здравомысленные советы дает Семену мама?
Завершить урок можно просмотром иллюстративных работ прошлого года. В качестве домашнего задания предлагается не только еще раз прочитать сказку, но и найти в ней описание «самосильной машины» и хрустального моста, сравнить их с иллюстрациями, определить, насколько точно они изображены. Сделать свои рисунки, которые соответствовали бы тексту. Можно дать творческое задание с вариантами для мальчиков и девочек. Мальчиков попросить проиллюстрировать «технику», а девочек  нарисовать портрет Аспида, царевны. Выполненные работы, несомненно, должны быть обсуждены и «защищены» на следующем уроке, а затем помещены в специальную коробку. Так продолжается работа по созданию классной книги сказок.

 


[1]Эта работа тем более органично входит в план урока, что на занятиях по внеклассному чтению мы говорили о мировой географии народной сказки, об общих принципах и «мировых» сюжетах. Чтобы дать учащимся наглядное представление мы используем обыкновенный глобус, на котором устанавливаем флажки по мере тематического чтения- «Сказки Англии», «Сказки Франции», «Сказки Германии», «Сказки Словакии», «Сказки Болгарии» и пр. Это стимулирует читательский интерес. Следуя традиции начальной школы, предлагаем детям составить к каждой прочитанной сказке карточку-аннотацию с рисунком и постепенно таким образом создаем «Сказочную картотеку».

Рейтинг надежности форекс брокеров рейтинг брокеров форекс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *