КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «СКАЗКА МОЕЙ ЖИЗНИ»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...

» (Жизнь и творчество Х.К.
Андерсена).

Цель урока : дать учащимся целост
ное представление о жизни и творчестве Х.К.
Андерсена, закрепить понятие «литературная
сказка», «герой произведения», «литератур
ный герой», закрепить навыки пересказа, по
пытаться сформировать монологическое вы
сказывание на заданную тему.
Оборудование : выставка рисунков
учащихся, поделок и костюмов для игрушек
персонажей андерсеновских сказок, черный и
белый зонтики, магнитофон, доска, теат
ральная атрибутика (костюм Дюймовочки, ко
робочка с горошиной).

Ход урока.
        В начале урока подводятся итоги конкурса чтецов среди учащихся: прослушивается магнитофонная запись лучшего чтения отрывка из вступления к поэме А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила». Учитель отмечает, что его личное мнение совпало с мнением комиссии, составленной из ребят этого класса.
Далее учитель переходит к новой теме. В целях активизации и закрепления знаний учащимся задается вопрос : чем отличаются сказки А.С. Пушкина от русских народных сказок? Отвечая, пятиклассники оперируют опорным конспектом №3. Учитель обращает особое внимание на использование терминов «литературная сказка» и «произведение устного народного творчества».
(На предшествующем уроке в классе раздается материал для домашнего прочтения: краткий очерк жизни Х.К. Андерсена).
Учитель : На предыдущих уроках мы говорили с вами о сказках, которые написали русские писатели, опираясь на национальный фольклор. А знаете ли вы сказки, написанные зарубежными писателями? (Учащиеся называют сказки Джанни Родари, Астрид Линдгрен, Андерсена).
Вы назвали имя Андерсена. сегодня мне хотелось бы поговорить о нем самом и его сказках подробнее. Давайте вместе вспомним, что вы прочли о его жизни, и расскажем о тех его сказках, которые запомнились вам из прочитанного ранее.
Ханс Кристиан Андерсен прожил большую и нелегкую жизнь. На его пути вставало много препятствий, но он преодолел их и остался добрым, милосердным человеком. Он написал свою историю жизни  автобиографию, назвав ее «Сказка моей жизни». Попробуем и мы рассказать такую сказку про сказочника.
Посмотрите на доску. Там написано полное имя знаменитого сказочника и годы его жизни. Но мой вопрос таков :
Где родился Андерсен?
Что было гордостью семьи?
А как вы думаете, могла ли любовь к цветам в семье Андерсена помочь ему придумать сказку о маленькой девочке из цветка?
(Раздается стук в дверь, в класс входит ученица в костюме Дюймовочки.)
К нам в гости пришла девочка. Узнаете ли вы ее? Конечно, это Дюймовочка.
Откуда же она появилась?
(Ответ ученика: пересказ эпизода начала сказки).
Вы помните, как закончилась эта сказка? Чему же она учит нас с вами?
(Доброте, милосердию, любви друг к другу).
На следующем этапе урока проводится работа с рисунками и экспонатами.
Посмотрите, ребята, это у нас живая Дюймовочка, а вот поделки, созданные вашей фантазией и вашими руками. Посмотрите, сколько маленьких Дюймовочек нам принесли ребята. Одна другой лучше. Какая же на ваш взгляд интереснее всех? Почему?
Учащиеся рассматривают иллюстрации и поделки, высказывают и обосновывают свое мнение, подчеркивая определенные качества Дюймовочки. ее внешности, поведения на основании текста произведения.
…Но жизнь бежала дальше…
От кого услышал маленький Ханс свои первые сказки? Всегда ли они нравились ему? Рассказывал ли он их так, как слышал?
Я вам сейчас покажу один экспонат, взятый мною из музея. Посмотрите на него (Учитель показывает коробочку с горошиной). Иллюстрацией к какой сказке он является? («Принцесса на горошине»).
Вспомните, почему я должна была взять эту замечательную горошину именно в музее? Как закончилась эта сказка?
Мог ли ее Андерсен слышать в детстве, а потом переделать посвоему?
А о чем вообще можно сочинять сказки? Только ли о подвигах и героях? Или о вещах совершенно обыкновеныых? Найдите в тексте эти слова. («…Да мало ли увидишь у себя под ногами…»)
Представьте себе, что маленькому Андерсену пришлось в детстве обжечься крапивой. Став взрослым и увидев снова эти жгучие заросли, он написал сказку… О чем эта сказка?
А в какой сказке, ранее изученной, мы стречались со злой мачехой и доброй дочкой? Наказано ли зло в этих сказках? Чему они учат нас? Как закончилась эта сказка?            Но вот Андерсен уехал из родного города в столицу Дании. Как жилось ему там? Были ли трудности в его жизни? Прочитайте эти слова.
А вспомните одного из героев сказки Андерсена, который был некрасив и страдал, а вырос и превратился… («Гадкий утенок»).
…Так и сам Андерсен был похож чемто на этого гадкого утенка, и став знаменитым, он все же оставался одиноким человеком. Но как хотелось известному писателю и очень одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина сделала для него то, что сделала для любимого Русалочка, у которой был рыбий хвост, но любящее человеческое сердце.
Шли годы. Сын башмачника стал лучшим сказочником мира. Его называли «Королем сказок». Больше всего на свете ему согревали сердце любовь и благодарность слушателей и читателей.
Что носил он в петлице сюртука, вместе с веточкой мяты?
У Андерсена был еще один любимый герой  ОлеЛукойе. Сказочник! Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их ОлеЛукойе. Он никогда ни к кому не приходит по приказу или за деньги. Он рассказывает свои сказки, свои истории только хорошим, добрым людям.
Вспомните, что всегда носил с собою ОлеЛукойе? Почему я не раскрываю черный зонтик? Потому что я уверена, что в нашем классе нет плохих детей. Поэтому я раскрываю цветной зонтик ОлеЛукойе и начинаю читать вам новую сказку  сказку о Снежной Королеве. Это будет первая из семи сказок.[1] Итак, начнем…
(Чтение сказки учителем).

Задание на дом : Прочитать вторую и третью сказки. Пересказать их.
Итог урока : Сегодня мы познакомились с новой сказкой Х.К. Андерсена. Вы многие хорошо работали. (Дается перечисление оценок с комментарием). Урок закончен. До свиданья.



[1]Мы успеваем в пятом классе прочитать и обсудить не одну, как это запрограммировано в учебнике, а семь сказок Андерсена.

http://www.zaosolid.ru/ решетчатый оцинкованный настил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *