Отзыв о стихотворении Анатолия Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (6 голосов, средний: 4,00 из 5)
Загрузка...

Прошлое… Никто никогда не вернётся туда. Никто не повторит прожитого, не скажет сказанные слова, не совершит совершённые поступки. Но прошлое не уходит бесследно. Оно оставляет метки…Оставляет для того , чтобы поддерживать тонкую нить связи нашей прошлой жизни с жизнью настоящей.

«Стирали на Грушевке бабы»… Это стихотворение Анатолия Аврутина  произвело на меня сильное впечатление. Оно поразило  меня своей глубиной, выпукло-зримой, прописанной  сюжетной реальностью.  «Это всё было, и автор всё видел своими глазами,» -вот мысль, которая сразу же приходит в голову. Поэт обращается к  теме войны. Стихотворение написано в повествовательной манере, лексика его проста.

Художественное  время  замедленно. Автор хочет  показать всю глубину страданий женщин, не дождавшихся с Великой Отечественной  войны своих  мужей , отцов, сыновей , братьев. Грушевка — это не просто пространство, в котором находятся герои стихотворения, это символ того, что   война оставила след  во многих уголках России , Белоруссии и других республик .

Стихотворение написано  трёхстопным амфибрахием. В нём очень много инверсий : «водою осенней , озяблой»,  «ниточкой тонкой», «обноски ребячьи», «рубаху мужскую». Они помогают читателю воспринять напевный ритм стихотворения. Эпитеты дополняют картину стихотворения: «грубой колонки», « влажную даль».

Совершенство формы стихотворения таково, что уже непонятно, в чём оно заключается, где его секрет,- так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда .Композиция  стихотворения такова: развёртывание- кульминация- завершение .Последняя строчка в первом четверостишии  : «Смывали с одёжки войну»- задаёт и тему и, главное-настроение. Она ведёт нас в область глубоких человеческих переживаний. Инверсия создаёт явственно ощущаемое нарастание напряжения , волнения.

Стихотворение начинается глаголом «стирали», которому выпала очень важная роль: он не только означает действие ,фонетика его ведёт главную , «музыкальную» тему, потом подхватываемую в следующих строчках  звук  ли и ла : смывали, струилась, крутила. В некоторых словах нет льющихся звуков , а господствуют звуки щ, ск,ст, которые позволяют  насторожиться.

За этой кульминацией- печальный завершающий аккорд- метафора  «глазами тоскуя», переходящая  в эпитет «влажную даль». Эмоциональную окраску  определяют здесь гласные другого регистра : мрачные и «тоскующие» — у,у ,у(удивительно сливаются смысл и звучание в точно найденных определениях « мужскую рубаху» , «тугую спираль»

Стихотворение заканчивается так:

И дружно глазами тоскуя.

       Глядели сквозь влажную даль

На ту, что рубаху мужскую

В тугую скрутила спираль.

Эти строки дают почувствовать , что поэзию  Анатолия  Аврутина отличает правдописание.  Данное стихотворение сродни лермонтовским, где нет ничего лишнего, где каждая строка и каждое слово обеспечены мыслью и чувством.

Я согласен с мнением автора, что война несёт много горя.  Она заставила  женщин вынести  на своих плечах всю  тяжесть и боль .Так хочется забыть все беды и несчастья , принесённые ею. Но невозможно смириться с потерями близких. Вера в то , что они вернутся, остаётся навсегда .

 

Отборочный этап олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

 

Отзыв на стихотворение Анатолия Аврутина

«Стирали на Грушевке бабы.»

 

 

Выполнил: обучающийся 9-го класса

муниципального казённого общеобразовательного

учреждения «Коммунаровская средняя

общеобразовательная школа»

Беловского  района  Курской области

Вороненко Михаил

Руководитель: учитель русского языка

и литературы

                                           Пашина Светлана Михайловна.

307921. Курская область Беловский район

пос. Коммунар ул Дружбы , дом 2.

Директор школы: Пашина Валентина Петровна

 

2013 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *