Подход к изучению сказки Э.Т.А. Гофмана
Аналогичен подход к изучению сказки Э.Т.А. Гофмана учителя М.С. Кузнецовой.[1] В рамках авторской программы автор ввел в преподавание сказку «Щелкунчик и мышиный король». Урок необходимо включает сведения о писателе, имя которого практически не известно школьникам. Для создания определенного настроения используется музыка П.И. Чайковского. На уроках проводится анализ «вслед за автором», соединенный с беседой учителя, выразительным чтением и прочими приемами, который призван помочь учащимся задуматься над судьбами героев произведения, ощутить поэтические контрасты сказочного мира Гофмана (столкновение радости и грусти, добра и зла, красоты и уродства). Это позволяет, как пишет М.С. Кузнецова, выйти на разговор о внешней и внутренней красоте, приобщиться к чудесам, которых так мало в реальной жизни. Интересны приведенные в статье приемы текстуальной работы с портретным описанием и творческое задание, в процессе которого учащиеся иллюстрируют сказку, а затем защищают свой рисунок, опираясь на текст.
Урок по сказке Х.К. Андерсена «Соловей», предложенный В.А. Мораром, игра, задачей которой является проверка усвоения фактического содержания и отчасти идеи произведения.[2]
Вовсе не нашли отражения особенности сказки как литературного явления в разработке В.С. Россинской, посвященной пьесесказке Л. Петрушевской «Два окошка».[3] Драма как литературный жанр в программе для пятого класса представлена только этим произведением, поэтому автор предлагает анализировать его структурные особенности именно в этом аспекте и ставит цели: 1)знакомство учащихся с особенностями драматургического произведения, 2)рассмотрение темы гуманизма и добра в произведении, 3)выработка практического умения вживаться в роль(!?).
Работа со сказочной драмой предлагается и в статье А.Я. Михайловой[4], но она избирает материал пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» для того, чтобы отработать теоретические понятия, связанные с этим родом литературы. Главной задачей анализа драматургического произведения автор считает обнаружение конфликта. Отметив, что ее выполнение невозможно при изучении лишь сюжета, А.Я. Михайлова указывает на необходимость не только обнаружить конфликт пьесы, но и рассмотреть его в «фокусе авторского видения». Именно в этом аспекте и строится работа с текстом, начиная с афиши и заканчивая финальными эпизодами. Автор статьи предлагает убедительное сопоставление прозаического и драматургического вариантов авторской сказки, но, к сожалению, не обращается к народнопоэтическим параллелям.
[1]Кузнецова М.С. Приобщение к чуду. (Урок по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в V классе) // Литература в школе. 1993. №3. С.72-75.
[2]Морар В.А. Урок-игра по сказке Х.-К Андерсена «Соловей. V класс // Литература в школе. 1996. №2. С.106-108.
[3]Россинская В.С. «Как это прекрасно — спасти человека !» (Пьеса-сказка Л. Петрушевской «Два окошка» в V классе) // Литература в школе. 1994. №1. С.68-70.
[4]Михайлова А.Я. «Секреты» знакомства с драмой // Литература в школе. 1993. №5. С.62-67.
Добавить комментарий