Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики при формировании информационной компетентности студентов
Е.Г. Угольникова,
методист ГАОУ СПО «Энгельсский медицинский колледж»
Концепция развития здравоохранения и Доктрина среднего медицинского образования Российской Федерации определяют основную задачу профессионального образования как подготовку высококвалифицированного, компетентного специалиста, готового к выполнению многофункциональной трудовой деятельности. Информатизация общества делает информационную компетенцию одной из главных, и это находит отражение в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта. Процесс образования становится немыслим без активнейшего использования информационных образовательных технологий.
Как сделать информационные технологии образования здоровьесберегающими? Какие принципы здоровьесберегающей педагогики должен учитывать преподаватель, идущий «в ногу со временем»?
Определяя здоровьесберегающую педагогику как педагогическую систему, основанную на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у студентов и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса Л.Ф. Тихомирова определяет, в частности такие ее принципы:
— принцип компетентной ответственности;
— принцип субъектности;
— принцип персонификации учебной нагрузки;
— принцип фасилитации.
Принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья студентов. В Энгельсском медицинском колледже идеи здоровьесберегающей педагогики реализуются более пятнадцати лет. В 2001 году программа «Здоровьесберегающее пространство Энгельсского медицинского колледжа» отмечена дипломом Первой национальной премии «Здоровье». Ответственность за здоровье студентов принимают на себя все преподаватели колледжа. Сегодня в колледже реализованы проекты «Здоровью — ДА!», «Лучи здоровья», воплощающие принцип субъектности, так как участие в них совершенствует самосознание студентов, принимающих ответственность за своё здоровье на себя, обучающихся сохранять своё здоровье, следовать принципам здорового образа жизни. В частности, на первых же занятиях по информатике студенты знакомятся с требованиями безопасности, гигиены и эргономики при работе с компьютером, учатся выполнять упражнения для снижения утомляемости и предотвращения ухудшения зрения.
Принцип персонификации учебной нагрузки требует от преподавателя в процессе обучения сохранения здоровья студентов, ориентирования на конкретную личность. При подготовке программы учебной дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС преподаватель предусматривает различные образовательные траектории с учётом физических и психических особенностей, потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций.
Добавить комментарий