Сказка фольклорная. Сказка литературная.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 3,33 из 5)
Загрузка...

Следующая теоретическая задача литературоведов, исследующих специфику литературной сказки,  определение ее отличия от сказки фольклорной. В этом смысле особенности ее «определяются теми общими отличиями, которые существуют между литературой и устным народным поэтическим творчеством».
Литературная сказка в отличие от фольклорной, в первую очередь, авторская, и этим обусловлены многие ее особенности. Так, она не может быть вариативной, а фиксируется в той единственной форме, которую автор, создатель считает окончательной. Литературная сказка не может быть плодом коллективного творчества в том смысле, как коллективность понимается фольклористами. Коллективность в литературе в форме соавторства существует, но в рамках исследуемого явления подобные случаи не известны. Литературная сказка, даже те ее разновидности, которые сохраняют тесную связь с народным творчеством, независима от фольклорной традиции, в ней надо всем довлеет воля автора, который может следовать народным традациям, использовать соответственные приемы поэтики, а может ими и пренебречь. Следствием всего вышеуказанного становится то, что литературная сказка живет, в основном, по литературным законам, а значит, сюжетосложение, построение образов персонажей, язык оказываются в целом иными, чем в фольклорной сказке.
Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин позволяет старухе через посредство старика пять раз обращаться к чудесной рыбке, тогда как в народной сказке должен соблюдаться принцип троичности. В случаях нарушения этого правила сюжетосложения в конкретных сказочных вариантах усматривают дефектность. То же самое касается сказки П.П. Ершова «КонекГорбунок», где герой выполняет четыре задания царя. К тому же сюжет и композиция этого произведения оказываются весьма сложными. Сказка делится на три главы, первая из которых могла бы быть абсолютно самостоятельным повествованием об обретении Иваном нового социального статуса, если бы в ней не содержалась завязка следующего цикла событий (находка пера Жарптицы). Вторая и третья главы представляют собой целостный законченный авантюрный рассказ, в котором Иван также обретает новый статус  становится царем, сам того не желая, женившись на Царьдевице. Причем каждая из глав начинается присказкой, забавляющей и развлекающей читателя, и сопровождается кратким пересказом последующих событий.
Значительно сложнее Ивана народной сказки оказываются персонажи литературных сказок. Известно, что герои волшебной сказки похожи друг на друга в такой степени, как будто один и тот же человек принимает участие в разных приключениях. Герой литературной сказки гораздо более индивидуализирован, уточняются и расширяются его личные качества и мотивы поведения. Так, например, ершовский Ивандурак, как и положено сказочному герою, вовсе не слабоумный, а смекалистый и даже хитроватый парень. Но вот что интересно : «губит» его «эстетическое восприятие действительности». Ведь ни что иное, как красота, заставляет Ивана припрятать в шапку перо Жарптицы, несмотря на предупреждения КонькаГорбунка. Именно стремление быть рядом с двумя необыкновенно красивыми златогривыми скакунами, холить их и лелеять, а не желание оказаться слугой в царском доме, не честолюбие оставляет героя в городе в должности конюшего. В сказках А.с. Пушкина положительные князь Гвидон и королевич Елисей тоже не на одно лицо. Первый обладает характером как бы рефлектирующим, он задумчив, в чемто нерешителен, более полагается на помощь волшебной Лебеди. Второй герой  настоящий рыцарь, деятельный, активный, настойчивый. Мотивы поведения Гвидона и Елисея отличаются друг от друга и от традиционных фольклорных мотивировок. Если влюбленный королевич готов всю жизнь провести в поисках утраченной возлюбленной, то князя Гвидона мучает комплекс брошеного ребенка.

Смотрите информацию купить фаллоимитатор реалистик здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *