Что такое литературная сказка?
М.В.Антонова, Л.Н.Фомичева «На неведомых дорожках».
Широкая распространенность и активное изучение литературной сказки в рамках школьной программы определяет актуальность данной проблемы. В русской литературе история сказки как литературного явления начинается, пожалуй, с середины XVIII века и включает в себя имена поэтов и писателей первой величины. Сказка проделала долгий путь от екатерининских Хлора и Фивея до «Кроликов и удавов» Фазиля Искандера. Нельзя сказать, что исследователи оказались равнодушными к произведениям этого характера, но и изученность их до сих пор недостаточна, многие вопросы и проблемы остаются спорными, а это, естественно, накладывает свой отпечаток на уровень школьного преподавания.
Задачей настоящего пособия является обзор литературоведческих и методических работ последних лет, посвященных вопросам изучения и преподавания литературной сказки и предложение некоторых рекомендаций для работы в пятом классе. Нас будет интересовать соотношение литературы и фольклора в литературной сказке, вопрос о жанрововидовой принадлежности и способы внедрения этих теоретиколитературных понятий в школьное преподавание.
Вопервых, давайте разберемся :
что такое литературная сказка?
Интерес к сказке, в частности, к литературной как к явлению детской литературы существовал всегда. И писатели, и критики ясно представляли себе ее достоинства. Не случайно к сказке обращались А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, И.С. Тургенев, С.А. Аксаков, Л.Н. Толстой и многие другие в качестве критиков, переводчиков и создателей. В литературной критике не раз разгорались споры о пользе и вреде сказки в детском чтении и воспитании. Достаточно вспомнить полемические выступления И.С. Тургенева или статьи К.И. Чуковского.[1] Надо сказать, что утверждения о вредности, «развратности» для детского разума литературной сказки ушли в прошлое. Забыты, наконецто, и положения о том, что сказочная фантастика «уводит ребенка» от действительности и формирует иллюзорное представление о мире. Ценность и значимость сказки в детском чтении и воспитании признана безоговорочно, что подтвержается большим исследовательским интересом к этому явлению. Но связь между научными изысканиями и практическим школьным преподаванием иногда обнаружить довольно сложно. Творчески работающие учителя, как свидетельствуют публикуемые материалы, зачастую не владеют (или не хотят пользоваться) научными наработками в этой области.
[1]См.: Громов И.С. Добрый сказочник. Тула,1974: Чуковский К.И. От 2 до 5. Глава «Борьба за сказку» Любое издание.
Массаж для мужчин 24 часа расслабляющий массаж fantasy-msk.ru.
Добавить комментарий