Где находится Лукоморье?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...

На каком дубе сидит русалка?
На «том». Или нет?..     

На следующих уроках мы обращаемся к работе над поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и изучаем это произведение целиком, оно достаточно интересно и доступно для восприятия учащихся.
В пятом классе не предполагается разговора о родах и жанрах литературы, но анализируемый материал заставляет нас, не вводя строгой терминологии, дать элементы этих теоретиколитературных знаний. «Руслан и Людмила»  «сказочная поэма». Это не совсем сказка, это произведение иного характера, хотя в нем есть немотивированная сказочная фантастика.
Вступление к поэме, которое пятиклассники уже знают наизусть, дает прекрасный материал для работы над сказочным хронотопом, которой мы предлагаем уделить два урока. Первый из них начинается с определения элементов сказочной страны. Постепенно на магнитной доске и в тетрадях появляются графические символы : дуб, сундук, копья, торчащие из моря, солнце и пр. (см. Приложение). Учащиеся пытаются составить карту Лукоморья, а учитель подталкивает их к размышлениям: почему А.С. Пушкин таким образом начинает поэму? Как и почему заканчивается произведение?
Постепенно карта «оживает». На наш взгляд. проведение работы подобного рода дает прекрасную возможность для развития речи учащихся, так как «доработать» карту предлагается дома, а на следующем уроке нужно будет рассказать соседу по карте о чудесной стране Лукоморье.
Вступление к поэме дает прекрасные возможности для лексической и просто развивающей работы. Ребята задумываются над каждым словом, задают порой неожиданные вопросы.
Где живет Леший?
Имеются ли в сказочной стране стороны света?
Проложена ли дорога к замку Кощея?
Есть ли реки, море?
Видимо, в этот момент можно и нужно объяснить лексическое значение слова «лукоморье»  излучина, берег моря, похожий на изгиб лука. Но вопросы продолжаются. Дебатируется предположение, что русалка сидит на ветвях другого дерева. Обсуждается проблема наличия гористой местности в сказочной стране.
А какими видениями могут быть полны леса и долы?
Будет ли место в этой стране героям «Руслана и Людмилы»?
Последний вопрос задает учитель и как бы перекидывает мостик от вступления к самой поэме, к первой песне, содержание которой становится предметом разговора на втором уроке.
В итоге споров и размышлений учащиеся приходят к интересному выводу. Оказывается реальность и чудесная фантазия в этом произведении взаимопроникают. Легко узнать былинную Киевскую Русь с торжественными песнями сказителя Бояна и пирами князя Владимира. Именно маковки колоколен на нашей карте Лукоморья символизируют древнерусский город. Но в этот почти реальный мир (условно литературный, но всетаки еще не сказочный) вторгается чудесная сила и преображает его. Возникает спорный вопрос: стоит ли говорить о существовании «реальной реальности» и «сказочной реальности» в поэме «Руслан и Людмила»? Совершают ли витязи путешествие из обычного мира в сказочнофантастический? Вероятно, правильнее было бы оценивать хронотоп поэмы как целостный. ПсевдоКиевская Русь  это и есть пушкинское Лукоморье, которое в целом не имеет точных временных границ и в котором существуют Черномор, Наина, Финн, доблестные витязи и пр. Даже князь Владимир, казалось бы, лицо почти историческое, только своими пирами похож на летописного или былинного героя. Таким образом, учитель на уроке, не вводя понятия хронотопа, исследует вместе с учащимися это художественное явление. Кроме того учащиеся расширяют свое представление о литературной сказке и приходят к выводу, что такого рода произведения, как правило, сочетают реальность и вымысел. В итоге в рабочих тетрадях должны появиться записи, расширяющие представления о «постоянном сказочном ядре»:

«Время и место действия в литературной
сказке, как и в народной, нельзя точно опре
делить, это сказочное время и место. Пер
сонажи литературной сказки, как и народной,
не могут существовать в нашем, обыденном
мире».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *