Главный признак литературной сказки немотивированная фантастика.
Принципиальное отличие фантастики сказочного типа состоит в ее немотивированности. Если в житии святого все необычайные события происходят по произволению Господа (то есть религиозное чудо мотивировано существованием и волей Бога), если в фантастике чудесное имеет то или иное научное или наукообразное объяснение (даже в тех случаях, когда речь идет о жанрах fantazy), то в сказке такого объяснения нет, не может быть, да оно и не нужно читателю. Почему летают ступа БабыЯги и коверсамолет, как устроены сапогискороходы, что за странное явление сват Наум из сказки про Андреястрелка ? Подобные вопросы даже не возникают у слушателей народной сказки. Также юных читателей мало интересуют формула порошка, которым Урфин Джюс оживлял своих солдат, или химизм процесса поджигания моря в сказке К.И. Чуковского «Путаница». В сказке и народной, и литературной чудо, волшебство совершается, потому что оно должно совершиться в соответствии с сюжетнокомпозиционной традицией, но сущность его не поддается никакому объяснению или анализу. Напротив, в фантастическом романе Стругацких «Понедельник начинается в субботу», носящем подзаголовок «Сказка для научных сотрудников младшего возраста», для сказочных чудес требуется «научное» объяснение : сапогискороходы гравигенные, коверсамолет гравизащитный, макет живоводоперегонного куба и т.д.
Немотовированная сказочная фантастика предполагает наличие в сказке еще двух обязательных качеств, которые по сути дела конкретизируют представление о «едином сказочном ядре».
Главная Продажа картин Интернет-магазин 7Арт.
Добавить комментарий