Конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия с учащимися 2-х классов.
Учитель-логопед: Страдомская Н.Е.
Тема: Гласные буквы А-Я.
Цель: дифференциация гласных звуков и букв А-Я на материале произведения В.Сутеева «Под грибом»
Задачи: -развивать фонематический слух и звуко- буквенный анализ;
-тренировать умение обозначать мягкость согласных на письме йотированными гласными А-Я;
-развивать навык грамотного письма;
-формировать навык безошибочного интонированного чтения;
-прививать интерес и любовь к чтению;
-развивать монологическую речь учащихся;
-учить вариативности высказываний;
-развивать мышление, внимание и память.
Оборудование: книжка В.Сутеева «Под грибом» с авторскими иллюстрациями;
-книжка- малышка с адаптированным текстом и заданиями для каждого ученика;
-разрезные буквы а, а, я, я;
-картинки;
-компьютер;
-интерактивная доска
Приложение
Книжка- малышка «Под грибом».
Ход занятия.
1.Логопедическая разминка.
-В начале занятия выполним артикуляционную зарядку.
-Произнесите гласные звуки с движениями. Повторяйте за мной.
-Повторите скороговорку:
Архип осип, Осип охрип.
2.Сообщение темы занятия.
-Посмотрите на иллюстрацию и назовите сказку.(слайд 1) Правильно, это иллюстрация к сказке В.Сутеева «Под грибом».
— Назовите персонажей сказки, изображенных на картинке. (слайд 2)
-Рядом с каждым персонажем напишите первую букву слова.
-Где сидит лягушка?
-Кто стоит слева от гриба?
-Кто спрятался за грибом?
— Какого персонажа я хочу назвать, догадайтесь по гласным буквам –У А Е, ?
-Правильно, это муравей.
-Запишите это слово в тетрадь и подчеркните гласную –А одной черточкой.
-А теперь посмотрите на картинку еще раз и узнайте слово по согласным буквам: к_пл_. Это слово «Капля». Запишите его и подчеркните гласные –А одной чертой, а гласную –Я –двумя черточками.
-Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных буквах А, Я.
3.Характеристика гласных А, Я.
-Что общего между буквами А и Я?
-Это гласные буквы, они образуют слог.
-Каково различие между ними?
— Буква А обозначает один звук А. Согласный, стоящий перед ней, будет всегда звучать твердо.
-Буква Я обозначает два звука: Й, А. Буква Я обозначает мягкость согласного звука.
-Сегодня на занятии мы потренируемся писать в словах буквы А, Я, и помогут нам персонажи сказки В.Сутеева «Под грибом».(слайд 1)
4. Ознакомление с содержанием адаптированного текста сказки.
Работа над техникой и выразительностью чтения.
Развитие внимания.
-Откройте свои книжки- малышки. Прочитайте первый отрывок по цепочке.
-Найдите второе предложение. Какое оно по цели высказывания? Прочитайте его еще раз и следите за вопросительной интонацией.
-Сейчас выполним упражнение «Кто первый найдёт слово?» Найдите слово «муравей» («муравья», спрятался»).
-А теперь возьмите красные карандаши и подчеркните во всех словах гласные А одной чертой, и гласную Я- двумя чертами.
-Прочитайте слова только с гласной А, теперь только с гласной Я. А есть ли слова с гласными А и Я в одном слове? Прочитайте их.
5. Конструирование букв А, Я.
Закрепление графических образов букв.
Развитие логического мышления.
-Рассмотрите иллюстрацию (слайд 3). Муравей стоит под грибом и скучает. Решил он из веточек буквы складывать. Давайте узнаем, какие буковки сложил муравей.
-У каждого из вас на парте лежит конверт с деталями какой-то буквы. Сложите букву.
-Какие буквы у вас получились? (печатные и прописные, строчные и заглавные А, Я)
-Сложив буквы, муравей выстроил их в ряд вот в такой последовательности:
а я, а я я, . . . . . Определите закономерность и запишите ряд букв в тетрадь.
-Проверьте друг у друга работу.
6. Слоговой анализ и синтез.
Закрепление умения обозначать мягкость согласных йотированными гласными.
-Посмотрите на следующую иллюстрацию.(слайд 4)
— Кто изображен на ней? Какая бабочка? Как вы думаете, о чем просит бабочка муравья?
-Послушайте, как надо прочитать эти слова.
-А теперь вы прочитайте этот отрывок с правильной интонацией.
-Стоят муравей с бабочкой под грибком, дождь пережидают. Смотрят, а вокруг листочки лежат, а на них слоги написаны. Давайте соберем похожие друг на друга листочки и прочитаем слоги.
Да ла р_ в_ (согласные буквы синего цвета)
Дя ря л_ в_ (согласные буквы зелёного цвета)
-Почему согласные буквы или синие или зелёные? (Синим цветом обозначены согласные, которые звучат твердо, а зеленым- мягко)
-Какие гласные буквы пропущены?
-Рассуждайте следующим образом: согласный –р обозначен синим цветом, значит он звучит твердо, поэтому рядом должна стоять гласная –а)
-В каких слогах согласные звучат мягко? А в каких- твёрдо? Почему?
-Запишите в тетрадь слоги парами, подчеркните согласные буквы синим или зеленым карандашом.
-Проверим работу на доске.
7.Развитие звуко-буквенного анализа.
-Посмотрим на следующую иллюстрацию.(слайд 5)
— Бежит к грибу мышка. Как вы думаете, о чем просит она? Пустят ли ее под грибок?
-Стоят уже втроем наши герои под грибом, дождь пережидают. Мышка предложила игру «Кто больше слов назовет?» Муравей должен назвать слова с гласным –А, бабочка- с гласной –Я, а мышка- с гласными –А, Я в одном слове. Называть можно только предметы, изображенные на иллюстрации.
-Теперь названные слова запишите в тетрадь по колонкам.
А Я А, Я
трава земля рябина
вода грязь шляпка
лужа листья капля
-Проверьте работу друг у друга в парах.
8. Пересказ прочитанного.
Развитие внимания и памяти.
-Прочитайте отрывок про воробья и рассмотрите иллюстрацию.(слайд 6)
-Закройте текст. Вспомните и повторите, о чем говорил воробей.
-Назовите слова с гласными –А, Я.
9. Физкультминутка.
Развитие мелкой моторики.
-А теперь пальчиковая гимнастика. (слайд 7) Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Слышит: шорох раздается,
За кустом лиса крадется.
Вот лиса раскрыла пасть,
Как бы зайцу не пропасть.
Зайка- скок- скок- скок,
Прыгнул вбок и -наутек!
10. Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса.
-Зайка выбегает на поляну. Быстро бежит. Как по- другому сказать? Мчится во весь дух, летит, как стрела, только пятки сверкают.
-Зайка так быстро бежал, что запыхался, сказать не может ни слова, буквы пропускает. Пусть отдохнет, а мы прочитаем, что же хотел сказать нам заяц.
-В тексте пропущены буквы. Вы прочитайте про себя, вставьте гласные –А, Я, а потом прочитаем вслух.(слайд 8)
Тут за_ц на пол_ну выскочил и з_крич_л: «Спр_чьте! Сп_сите! Мен_ лис_ догон_ет!»
-Проверим работу на ИД.
-Прочитайте слова с буквой –А (с буквой –Я)
11. Развитие звуко- буквенного анализа.
Закрепление написания букв –А, -Я в словах.
-Пришла лиса, походила, да не нашла зайца. А тем временем дождь закончился, все радостные вышли из-под гриба.
-Прочитайте предложения и вставьте буквы –а, я.(слайд 9)
Муравей был м_л. Воробей от радости траву м_л.
Зайка был р_д. Он вышел танцевать в первый р_д.
-Проверим работу на ИД.
12. Работа со схемой предложения.
Закрепление написания букв –а, -я во фразовой речи.
Развитие вариативности высказываний.
-Что изображено на иллюстрации? (слайд 10)
-Животные прячутся от дождя под грибом.
-А как можно сказать по-другому?
-Животные пережидают дождь под грибом.
-А какую пословицу можно вспомнить, глядя на эту картинку?
-В тесноте, да не в обиде.
Мы составили три предложения. Какое из них подходит к этой схеме?
_______ _______ v_______ v _______ .
К схеме подходит первое предложение. Запишите его в тетрадь.
13. Итог занятия. Рефлексия.
-С какими буквами мы работали сегодня?
-Что мы узнали о них?
-Что вам понравилось на занятии больше всего?
-Оцените свою работу.
Тротуарная плитка и брусчатка www.bordur-trotuar.ru.
Добавить комментарий