Литературная сказка
Очень интересным оказалось для учащихся следующее творческое задание. Из бумаги вырезается трафарет избушки на курьих ножках, предлагается раскрасить его и мотивировать свой выбор цвета или узора. В работу включается словесное рисование, так как учащиеся вынуждены давать характеристику персонажа. Результаты собственно раскрашивания трафарета дают громадный диапазон : от черного цвета до узора цветочками (это еще и материал для школьного психолога!) Данная творческая работа получила свое продолжение, причем неожиданно его инициаторами стали учащиеся. Вокруг домика БабыЯги стали появляться на том же листе бумаги жилища иных сказочных персонажей. Условно мы эту картину назвали «Городок БабыЯги», но на самом деле на доске и в тетрадях пятиклассников постепенно возникла карта страны волшебной сказки с ее тридевятым царством, островом Буяном, замком Кощея Бессмертного, дворцом царя некоторого царства, морями, горами, лесами и пр. Таким образом, ученики вместе с учителем подошли к пониманию особенностей пространственной организации волшебной народной сказки, а проведенная дополнительная лексическая работа над формулами выражения течения времени («долго ли, коротко ли», «шли они день, шли они другой, на третий…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и пр.) приводит учащихся к выводу, что не только место, но время действия в сказке отличаются от реального, нельзя указать точного географического места и исторического времени, все происходит негде и некогда (то есть абстрактно).
Работа по созданию карты волшебной страны может быть более интересной, но и немного более сложной. Подчеркиваем, что все эти приемы работы с бумагой пятиклассниками освоены еще в начальной школе, где они изучали устройство русской избы, архетиктуру русского города, национальный костюм. Все эти знания и умения можно применить на уроках литературы и постараться создать не плоскую карту, а макет сказочной территории. Начать же его предлагаем с той же избушки БабыЯги, развертку которой мы также даем в приложении.
Логичен после подробного и систематизированного изучения русской народной сказки переход к сказкам народов мира в сравнительносопоставительном аспекте, с выявлением национального своеобразия. Можно провести урок «Путешествие по странам и сказкам» с элементами разговора об этнографии и переходом к анализу жанра авантюрной сказки («О Сидбадемореходе»).
Авантюрной сказкой, с которой школьники знакомы еще плохо, движет путешествие, причем не ритуальное, а самое что ни на есть приключенческое. Цикл сказок о Синдбаде очень показателен в этом смысле. У пятиклассников. кстати, еще не сформировано представление о Востоке, поэтому чтение сказок из книги «Тысяча и одна ночь» имеет еще и познавательное значение. Мы, используя магнитную доску и приготовленные заранее трафаретные изображения и некоторые предметы, создаем свой сказочный Восток (акцентируя тем самым внимание на особом мире сказки), говорим о некоторых этнографических и природных особенностях. Мы предлагаем использовть следующие изображения: пальма, водоем, минарет, женщина и мужчина в национальных костюмах, верблюд, кувшин. Недостающие детали могут быть дорисованы детьми на доске.
Для закрепления знаний и навыков, а также развития творческих способностей школьников полезно предложить написать свою сказку, в которой бы обрели свою жизнь народные сказочные персонажи, были бы использованы закономерности поэтики народной сказки и пр. Эта форма работы в какойто степени может послужить мостиком для перехода ко второму тематическому блоку. Мы предлагаем два варианта заданий такого типа.
•Первый: продолжить сказку по предложенному за
чину с использованием фольклорной композиции и
традиционных персонажей. Аналогичная работа
предлагается в «Букваре» Д.Б. Эльконина (1995), ад
ресованном первокласснику. Теперь это здание дается
на качественно новом практическом и теоретическом
уровне, оно усложнено по своим требованиям и ус
ловиям и касается более сложного жанрового материа
ла волшебной сказки.
•Второй: самостоятельно написать сказку по сво
ему собственному сюжету, со своими собюственными
персонажами, но с обязательным применением «Фор
мулы сказки» и выполнением главного идеоло
гическоего принципа волшебной сказки добро по
беждает зло.
IIй блок:
«Литературная сказка».
Изучение сказок русских писателей целесообразно начать с творчества В.А. Жуковского, затем перейти к сказкам А.С. Пушкина и подробно проанализировать поэму «Руслан и Людмила». Из более поздних литературных произведений русских писателей интересен классный анализ замечательного переложения А. Платонова «Волшебное кольцо». В конце этого блока предполагается обращение к сказкам зарубежных писателей Г.К. Андерсена, О. Уайлда и др.
Добавить комментарий