«Но вы, соперники в любви, Живите дружно, если можно…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...

Третий урок носит условное название «Герои мнимые и истинные». Со словом «мнимый» можно провести лексическую работу, так как в «Формуле сказки» есть синоним  ложный герой. На предшествующем уроке дается домашнее задание найти в первой песне поэмы выражения, при помощи которых автор знакомит нас с витязями, соперниками Руслана, а также выписать словосочетания, которые характеризуют их в дальнейшем.
Рогдай   «воитель смелый», «кровавых битв искатель», «Людмилы мрачный обожатель», «завистник злобный», «неукротимый»,»витязь пасмурный» и пр.
Ратмир  «полный страстной думы», «радостный», «младой», «юный хан» и пр.
Фарлаф  «крикун надменный», «доблестный», «робкий всадник», «благоразумный наш герой», «княжны искатель недостойный», «изменник» и пр.
На уроке мы просим учащихся расставить найденные фразы в порядке развития сюжета и подумать, можно ли определить доминирующую черту характера каждого витязя. Дети доказывают, что для Рогдая определяющими качествами являются завистливость и воинственность. В Ратмире подчеркивается его молодость и стремление любить и быть любимым. Именно эти «страстные думы» наполняют юношу. Фарлафу в первой песне дается самая подробная характеристика  обжора. трус, хвастун.
Предлагаем учащимся подумать, изменяются ли соперники к концу произведения. Дети дают уверенный отрицательный ответ и обнаруживают, что этим пушкинская поэма очень напоминает народную сказку, где характер персонажа задан и стабилен. Каждый из витязей просто реализует до конца заложенные в него качества. Рогдай  на поле брани находит гибель, Ратмир обретает свою настоящую любовь, Фарлаф становится предателем и убийцей.
На уроке начинаем работу над интересным заданием. Ребята уже познакомились на занятиях по изобразительному искусству с тем, что такое инциал. Мы просим нарисовать заглавные буквы имен персонажей таким образом, чтобы в них отразились характеры. Если класс недостаточно подготовлен к такой деятельности можно использовать наш образец (см. Приложение), а дома попросить нарисовать инциал «Ф», отразив в нем черты Фарлафа. Работа может быть проведена в тетрадях или на отдельных листах. Рядом с рисунком учащиеся должы записать строки, наиболее полно характеризующие соперников. Обратите внимание: в приложении лист с инциалами организован таким образом, чтобы можно было выполнить это текстуальное задание.
Несомненно, на уроке следует сказать несколько слов и об определяющих качествах Руслана. Автор называет его  «сей витязь беспримерный», «витязь», «герой», «чудесный воин». Причем слово «витязь» по отношению к Руслану перестает быть нейтральным, а приобретает положительную эмоциональную окрашенность. В характере персонажа автор подчеркивает доблесть, честность, прямоту, силу чувства, искренность, мужскую сдержанность и пр.
Так кого же следует считать истинным героем, а кого ложными? Ответ очевиден (просим ребят при рассуждениях опираться на «Формулу сказки»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *