Русская народная сказка
В пятом классе происходит завершение изучения этой темы. Приблизительно сорок процентов материала для чтения в начальной школе представляют собой произведения фольклора, среди которых жанру сказки отведено особое место в виду того, что 1)русские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, 2)обогащают язык учащихся младшего звена, 3)позволяют проводить работу по изучению начал теории литературы (жанровое своеобразие сказки и искусства слова вообще, некоторые сведения о композиции сказки зачин, концовка; понятие об идее сказки, хотя сам термин «идея» пока не употребляется). Уровень начитанности в сказке велик, это позволяет на базе прочитанного в начальной школе в пятом классе провести работу по углублению, теоретизированию и систематизации знаний, ввести элементы научности.
На первом этапе (1й урок по теме) выясняется уровень начитанности по разделу (степень знакомства с различными жанровыми разновидностями сказки; овладения научной терминологией и лексикой сказки), а также вводится относительно новый термин фольклор, устное народное поэтическое творчество и дается понятие о жанровой системе сказки (жанры волшебной сказки и сказки о животных учащиеся уже знают, понятие о бытовой и авантюрной сказке вводится учителем) и ее своеобразии, что находит отражение в записях в рабочих тетрадях.
Дальнейшая работа ведется по предлагаемым программе и учебнику. Необходимо учесть психологические особенности перехода детей из начальной школы в среднюю, в связи с чем мы рекомендуем начать с текстуального анализа сказки «Царевналягушка»: она динамична, ее легче читать. Учитель после обсуждения первичного восприятия, темы, идеи проводит работу по соотнесению с жанрами, анализирует композицию, лексику. Следующий этап разговор о героях сказки, причем необходимо подчеркнуть связь их с композиционной структурой, с одной стороны, и с идеей произведения, с другой. Мы предлагает в этой работе использовать опорную схему №1 (см. Приложение)
Мы рекомендуем при изучении темы «Русская народная сказка» ввести элемент научности. Учитель в своем слове объясняет, что устное народное творчество огромный пласт искусства слова, и рассказывает о собирателях и издателях сказок русского народа и других народов мира (Афанасьев, братья Гримм и др.), об исследователях. В связи с этим вводится термин «фольклорист», а также логично предлагаются научные сведения о «формуле сказки», выведенной В.Я. Проппом, в виде опорного конспекта №2 (см. Приложение). Мы предлагаем дать детям практическое домашнее задание: попросить бабушку или дедушку рассказать сказку, записать ее на магнитофон, а затем сравнить с известным учащемуся текстом, выявить отличия. эта работе реально «вводит» ребенка в ситуацию деятельности «собирателя фольклора».[1]
«Формула сказки» записывается в рабочих тетрадях, а лучше распечатывается и раздается учащимся, с последующим использованием при анализе конкретных текстов. В течении трехчетырех уроков учащиеся отлично запоминают эту систему.
На уроке вместе с учителем начинается составление таблицы, которая будет постепенно наполняться содержанием. В первой графе таблицы следует указать название волшебной(!) сказки, остальные соответствуют рубрикациям «Формулы сказки» истинный и ложный герой, даритель, отправитель, помощник и пр. Дети свободно вспоминают большое количество сказок и предлагают свои версии по определению типов их персонажей. На дом в качестве задания предлагается продолжить составление этой таблицы, внеся в нее данные еще двухтрех сказок. Эта работа, несомненно, поможет лучшему освоению теоретического материала, осмыслению функции различных персонажей, освежит читательскую память и восприятие.
Продолжается работа и над опорным конспектом. Предлагается на большом листе наклеить «формулу сказки», проведя при этом ее логическое осмысление путем выделения основных моментов, а также дается задание сопроводить ее какойлибо иллюстрацией к волшебной сказке. Полученные материалы, если учитель составит к ним проверочные вопросы по изучаемой теме, могут быть использованы как методические. Например, если даются две иллюстрации к сказке «Василиса Премудрая» с изображением Василисы и БабыЯги, то предлагаются вопросы:
•Назови сказку.
•Определи жанр.
•К какой группе можно отнести этих героев? Докажи.
Если дается иллюстрация к сказке «Царевналягушка» с изображением Иванацаревича, то можно дать следующее задание :
•Назови сказку и героя.
•К какой группе отнесешь этот персонаж?
•Есть ли в этой сказке ложный герой? Докажи.
С методической точки зрения, вопросы и задания составлены с учетом навыков, полученных в начальной школе, с одной стороны, так как уже проводилась работа по узнаванию сюжета по иллюстрации и иллюстрирование своих суждений в процессе анализа прочитанных книг. С другой стороны, наши задания актуализируют вновь полученные теоретические знания и практические навыки.
Вообще изучение фольклорной сказки дает богатые возможности для интегрированных или бинарных уроков, на которых используются знания и умения учащихся по изобразительному искусству. Так, можно проводить коллективное иллюстрирование сказки, создание книги сказок отдельного класса, тем более что со всеми этими видами работы пятиклассники уже знакомились в начальной школе. Конечно, лучше, если иллюстративная или оформительская работа будет выполняться не индивидуально, а коллективно, так как в этом случае будет реализована еще и воспитательная задача формирование в детях чувства локтя, коллективизма, отвтственности за порученное дело.
Условия школы позволяют хранить творческие работы, выполненные детьми. Очень интересным оказывается сравнение на уроке новых своих! работ со старыми, сделанными ранее. Вариантов заданий, связанных с иллюстртрованием множество: можно предложить всему классу общую работу, можно дать индивидуальные или групповые задания, можно предложить прокомментировать свою иллюстрацию текстом сказки, можно попросить подобрать подходящий текст для чужой иллюстрации и мотивировать его и т.д., и т.п. .
[1]Здесь следует сделать два дополнительных замечания. Во-первых, работа такого типа могла быть проведена в классе по теме «Частушки» и должна быть продолжена при даль-нейшем освоении фольклорного материала. Во-вторых,следует указать, что весьма бога-тым материалом регионального повествовательного фольклора располагает кафедра ис-тории русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета. На наш взгляд, он может быть положен в основу отдельного раздела работы в классе. Так, имеет смысл разработать цикл уроков «Сказки родного края». В разделе «Литературная сказка» также логично привлечение регионального материала — можно поговорить об ус-тных сказках И.С. Тургенева. На наш взгляд интересен опыт сотрудничества с музеем И.С. Тургенева, когда сотрудник рассказывает о биографии писателя, а учитель прово-дит урок-обсуждение конкретного произведения.
Стоматологические услуги в твери исправление прикуса.
Если вы дочитали список до конца, но так и не нашли нужное название русской народной сказки, тогда вам нужно обратиться к пятой части сборника. Вероятно, необходимая вам сказка размещена там.