Варенье из одуванчиков — варенье из мухоморов…
Жуковский и Пушкин.
Как вы думаете, что вкусней? Варенье из одуванчиков это чтото романтическипрозрачное, светлое, летящее, трепещущее тонкими крылышками иноземных эльфов. Но, между прочим, варенье из мухоморов нужно просто правильн сварить. Тогда оно будет не просто съедобным, а вкусным пупырчатобелокрасным, с запахом валежины и березового листа, сверкающее утренней росой и бусинами лесных ягод. Такое, наверное, не отказались бы отведать домовые и лешие, сидючи теплым вечером за самоваром.
Но это все метафора… Перейдемка к делу.
Начиная изучение литературной сказки, мы предлагаем вспомнить, какие имена сказочников и какие сказки, ими написанные, ребята знают. Учитель исподволь понуждает учащихся назвать сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», ибо именно с нее начнется аналитическая работа. Нам интересно выявить национальное своеобразие и специфику авторского произведения. Учащиеся сами указывают на сказку Ш. Перро «Спящая красавица» как на основу сочинения русского поэта. Предполагаем, что В.А. Жуковский пытался «приспособить» национальный французский фольклор к «русскому духу». Проведение тщательной текстуальной работы показывает, что в сказке «Спящая царевна» практически нет деталей, которые бы создавали картину национального русского быта и миросозерцания. Народная же сказка, несмотря на всю условность хронотопа, остается сугубо национальным явлением. Кстати, в сказке Ш. Перро чувствуется «французский» дух.
Вспоминаем еще одну сказку В.А. Жуковского «Иванцаревич и серый волк» и проводим сравнительный анализ содержания авторской сказки и русского народного сюжета. Первый вывод, который обязательно должен быть сделан : автор творит литературное произведение по своему произволу и, используя фольклорные сюжеты и мотивы, имеет право видоизменять и комбинировать их в соответствии со своей творческой задачей. В тетрадях учащихся должна появиться запись рабочего определения литературной сказки:
«Литературная сказка это произведение
авторское, которое может быть создано с
опорой на народнопоэтический сюжет, с ис
пользованием сказочных образов и персонажей,
но может быть и целиком придумано».
Учащиеся приводят примеры «придуманных» сказок и задаются вопросом, а что же делает эту авторскую выдумку сказкой. Ответ для пятиклассников оказывается очевидным чудо. Рабочее определение расширяется следующей записью :
«Главным признаком сказки в фольклоре и
в литературе является наличие сказочного
чуда.»
Второй вывод из анализа сказок В.А. Жуковского более конкретный: поэт исключает из сюжета «жестокие» картины (например, убийство Ивана братьями «облагорожено») и насыщает повествование множеством подробных и пространных описаний местности, интерьера и внешности персонажей, что весьма нехарактерно для народной сказки.
В конце урока учитель рассказывает о творческом соревновании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Чьи сказки более любимы и читаемы? Почему? Эти проблемные для пятиклассника вопросы завершают урок.
Так что вкусней? Варенье из одуванчиков или варенье из мухомора?
Родные земли малино отзывы о агентство недвижимости родные земли.
Добавить комментарий