Второй признак литературной сказки особый хронотоп.
Первое следствие из обязательного наличия немотивированной фантастики хронотоп (единство пространства времени), который в сказке особым образом дистанцирован от реального пространственновременного континуума. Это качество присуще и литературной, и народной сказкам. Место действия русской народной сказки о животных представляет собой постоянную сельскую среду обитания : деревню с прилегающими угодьями (полем, лесом, рекой и т.п.). Такую же территориальную заданность имеет волшебная сказка : мы знаем, что действие происходит «в некотором царстве, в некотором государстве», герой отправляется в путь «в тридевятое царство, тридесятое государство», посещает подземное и подводное царства, здесь есть леса дремучие обиталище БабыЯги, железная гора, на которой высится замок Кощея Бессмертного, остров Буян посреди окиянаморя и т.д., и т.п. Сказочная топонимика едина во всех русских волшебных сказках, хотя и достаточно разнообразна. Существенными особенностями сказочного времени оказываются его абстрактность, неопределенность и дистанцированность от времени реального.
Для литературной сказки характерно то же самое явление особая сказочная страна, которая может называться Зазеркальем, Средиземьем, страной Оз и пр., но главное в ней присутствует тот же тип хронотопа, что и в народной сказке. Некоторые писателисказочники настолько четко и конкретно представляют себе географию создаваемого ими волшебного пространства, что можно нарисовать картину местности (что зачастую и делается). Но чертить карты вовсе не обязательно. В трилогии Н. Носова о Незнайке и его друзьях страна малышей и малышек, где живут и действуют герои, не описана столь подробно, но в целом вполне представима : города, поселки, социальные отношения и т.п. Уже в одной из самых ранних русских литературных сказок «Черной курице» А. Погорельского читатель встречается с волшебной страной Подземных жителей, дистанцированной от реального мира.
Добавить комментарий